Многие недооценивают роль артикуляционной гимнастики в становлении красивой речи ребёнка. На самом деле, артикуляционная гимнастика преследует ряд очень важных для коррекционно – логопедической работы задач, таких как:
1. Выработка определенного артикуляционного уклада для постановки того или иного звука;
2. Обучение способности переключаться с одного упражнения на другое;
3. Укрепление мышц речевого аппарата.
Большинство детей начинают лучше и красивее говорить только с помощью артикуляционной гимнастики, которая помогает детям развивать способности их речевого аппарата. Повышается тонус мышц, развивается сила и переключаемость движений, ребенок овладевает самоконтролем над своими мышцами языка, губ и щек и у него появляется возможность говорить более сложные слова.
Общие упражнения направленны на развитие подвижности органов речевого аппарата, отработку центрального выдоха, когда воздушная струя проходит посередине языка. Этот комплекс рекомендуется выполнять детям, с любыми недостатками звукопроизношения.
Постановочные упражнения направлены на отработку артикуляционных позиций различных групп звуков: свистящих [с, з, ц], шипящих [ш, ж, ч, щ], звуков [р], [л].
Для того, чтобы делать гимнастику в домашних условиях необходима консультация логопеда. Специалист проверит произношение звуков ребёнка и поможет подобрать гимнастику для домашнего выполнения в рамках нарушенных звуков ребёнка. Это позволит добиться более высоких результатов в коррекционной работе, так как для каждого нарушенного звука используются определённые упражнения для формирования его уклада.
Также для выполнения артикуляционной гимнастики дома необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;
2. Артикуляционную гимнастику нужно проводить перед зеркалом, чтобы во время проведения упражнений ребенок видел в зеркало свое лицо и мог самостоятельно контролировать правильность выполнения движений. Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения;
3. Необходимо выполнять упражнения каждый день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
4. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз;
5. Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 10-15 секунд.