• Абрамова Валентина Александровна
    Должность
    педагог-психолог
    Часы приема родителей:
    Понедельник:
    С 8:00 до 9:00
    Вторник:
    С 17:00 до 19:00

    Шелкунова Анна Федоровна
    Должность
    педагог-психолог
    Часы приема родителей:
    Понедельник:
    С 17:00 до 19:00
    Четверг:
    С 17:00 до 19:00
    Личный сайт: http://shelkunovaanna.ucoz.net

Давайте поговорим об «этом»: половое воспитание ребёнка.

Дошкольный возраст — это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни — это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать c раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь.

Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола.

Пока родители думают, как и когда начать половое воспитание, оно начинается ровно с того момента, как ребёнок стал жить в семье. То, как мама берёт ребёнка на руки, как разговаривает с ним, какое внимание уделяет его физиологическим потребностям, всё это уже половое воспитание.Прикосновения и доброжелательность родителей формируют представление ребёнка о мире.

Базое доверие к миру, так же, как и понимание своих личных границ- основа полового воспитания.

Особое внимание необходимо уделить личной гигиене:

– С 1,5 – 2 лет во время купания проговаривать вслух все части тела, которые моются: ручки, ножки, половые органы, животик, ушки, пальчики, волосики и т.д.

– С 2-3 лет начать прививать навык самостоятельное при купании, чтобы к 5 годам, ребёнок мог сам мыться и подмывать свои половые органы.

Правила нижнего белья

С 3 лет необходимо рассказывать ребёнку и прививать в игровой форме несколько простых правил:

– твое тело принадлежит только тебе;

– всё, что прикрыто нижним бельём, является интимными частями тела, их не принято демонстрировать, прилюдно трогать;

– есть плохие и хорошие прикосновения (прикосновения к половым органам, кем то, кроме родителей, оказывающих помощь при купании, и врача, в присутствии родителей, а также те, которые вызывают дискомфорт, страх и неловкость- плохие);

– всегда нужно рассказывать маме о плохих прикосновениях.

Личные границы:

  1. Ребёнок личность с самого рождения;
  2. Важно слышать ребёнка, уважать его желания и мнения;
  3. Спрашивать разрешения на поцелуи и объятия;
  4. Стучать при входе в пространство ребёнка уже с 2,5- 3 лет;
  5. Не ругать за прикосновения к своим половым органам и мастурбацию.

Это то, с чего начинается половое воспитание. Далее, важно следовать за интересами ребёнка, всегда отвечать на все его вопросы покойно и понятно, не критиковать за якобы ранний интерес или надуманную «испорченность».

Очень рано ребенок начинает подражать родителю своего пола, который становится своего рода образцом, эталоном. В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения. Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В возрасте 4-5 лет у детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, и половые органы не становятся исключением. Иногда от игры с гениталиями ребенок может получать особое (сексуальное) удовольствие.

Как вести себя родителям?

Задавая вопросы взрослым, ребенок проявляет безграничное доверие. Если мы не оправдываем это доверие — отмахиваемся, брезгливо морщимся, как от гадости, стыдимся и т.д., — то вопросы не исчезают. Реакция ребенка в таких случаях будет соответствующей: «Сам выясню»; «Спрошу, но не у тебя!».

Отвечая на вопросы ребёнка, стоит учитывать, что половое воспитание — это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, что родители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.

Отвечая на «острые» вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном их пониманию уровне. Недопустимы ответы типа: тебя в магазине купили, аист принёс и т.п. Это важно для сохранения доверия ребёнка к взрослым, создание иммунитета против искажённых и опошленных «уличных» сведений, выработки здорового и естественного отношения к полу.

Помните!

Лишь здоровая эмоциональная семейная обстановка формирует у ребёнка нормальное отношение к вопросам пола и секса. Половое воспитание, это, прежде всего, формирование у ребенка правильного отношения к вопросам взаимоотношений полов. Конкретные же знания в этом вопросе дети будут приобретать по мере взросления.

 

Подготовила:педагог- психолог Шелкунова А.Ф.

Комментирование запрещено