• Абрамова Валентина Александровна
    Должность
    педагог-психолог
    Квалификационная категория — соответствует занимаемой должности
    Образование:
    ФГАОУ высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», 2015 г
    Специальность — Психология
    Квалификация — Психолог, преподаватель психологии
    Часы приема родителей:
    Понедельник:
    С 17:00 до 19:00
    Пятница:
    С 08:00 до 09:00

    Шелкунова Анна Федоровна
    Должность
    педагог-психолог
    Квалификационная категория — соответствует занимаемой должности
    Образование:
    Томский государственный педагогический университет, 2016 г.
    Специальность — Специальная психология и педагогика
    Квалификация — Педагог-психолог
    Дополнительное образование:
    • Основы гештальт-консультирования ТГПУ 2006 г.
    • Телесно-ориентированный подход в консультировании ТГПУ 2006 г.
    • Гештальт-терапия I ступень МИГИП (Московский Институт Гештальта и Психодрамы) 2006 г.
    • Гештальт-терапия II ступень МИГИП (Московский Институт Гештальта и Психодрамы) 2009 г.
    • «Работа с детьми и семьей в гештальт-подходе В. Оклендер» ПЦ «Гештальт» Томск 2014 г.
    • «Основы Арт-терапии» ТГПУ 2014 г.
    Психологический стаж: более 10 лет
    Педагогический стаж: 4 года

Эмоциональное благополучие ребенка

Психическое здоровье. Традиционно уделяя внимание физическому здоровью своего ребенка, некоторые родители до конца еще не осознали значение психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Признаки подавленного состояния ребенка

  • Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
  • Усталость ребенка после нагрузки, которая раньше давалась ему легко.
  • Беспричинная обидчивость, плаксивость по ничтожному поводу пли, наоборот, агрессивность.
  • Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения взрослых, «жмется» к ним.
  • Состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
  • Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него наблюдается стойкая потеря аппетита.
  • Признаками стрессового состояния ребенка являются также не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
  • Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, пли, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
  • Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорит нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

В качестве критериев психологического здоровья детей выделяют:

  • адекватный возрасту уровень эмоционально — волевой и познавательной сфер личности
  • способность планирования своей деятельности
  • позитивный образ Я
  • возможность саморегуляции психических состояний
  • самокритичность
  • самостоятельность
  • способность к рефлексии, эмпатии
  • сформированность навыков общения

Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.

Детские страхи. Часто на эмоциональное состояние детей оказывают негативное влияние страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы родители:

  • относились к страхам серьезно, не игнорировали и не умаляли их; давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?);
  • помогали детям выразить страх в словах («Ты испугался тогда, когда…), рассказывали о собственных страхах;
  • давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
  • допускали здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
  • давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
  • реагировали на детское восприятия реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?).

Одним из распространённых способов преодоления страха является рисование. По мнению С. Капрановой, рисование — творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и позволяет использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Ещё одной универсальной формой преодоления страхов в дошкольном возрасте является игра. Игра — способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребёнка действительности. Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения. Предметная игра строится вокруг предмета, ролевая — на каком-либо образе. Смешанные игры — предметно-ролевые, когда мальчик, катая машинку, воображает себя шофёром, а девочка, играющая с куклой, видит себя мамой. По мнению А.Я. Варга, игра — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем.

Конфликты и ссоры между детьми. Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы являются частые споры и ссоры между детьми в семье или во дворе, порой переходящие в драки. Драка – крайний способ решения конфликта, а точнее – неумение выйти из него.

Научите ребенка способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.

Общая стратегия выхода из конфликта может быть следующей:

  • как можно более точно и конкретно сформулировать проблему, причину конфликта;
  • дать каждой из сторон возможность предложить свой способ решения конфликта, воздерживаясь от комментариев;
  • последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения (предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают);
  • принять решение, против которого нет возражений (это не означает, что стороны обязательно будут полностью удовлетворены им).

Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть проведены соответствующие беседы с ребенком. Стремитесь, чтобы ваш ребенок был восприимчив к чувствам, желаниям, мнениям других людей, не всегда совпадающим с его собственным (например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим).

Не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, не следует относиться к ним как к чему-то только неприятному и обременительному. Любые конфликтные ситуации (несколько детей, брат и сестра одновременно хотят играть с одной игрушкой, и никто не хочет уступить) надо использовать для приобретения опыта разрешения конфликтов.

Комментирование запрещено