Родители сердятся, когда дети лгут, особенно если ложь явная и хорошо заметна по лицу ребенка.
Если вы хотите научить ребенка быть честным, будьте готовы выслушать от него подчас и горькую правду.
Дети лгут, чтобы произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви; скрыть свою вину, избежать наказания; выразить свою враждебность.
Дети ненавидят вопросы-ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой.
Родительское отношение ко лжи должно быть ясным и понятным ребенку.
С одной стороны, не надо требовать от малыша признания, устраивать допроса и «суда», с другой — вы должны, не колеблясь, назвать вещи своими именами и выразить свое мнение.
Не следует, однако, творить скорую расправу и делать поспешные выводы.
Если вам известно о проступке ребенка, не задавайте лишних вопросов, не провоцируйте новую ложь.
Помните: иногда сам характер вопроса заставляет ребенка лгать, а это наносит лишний удар по его самолюбию.
Лучше объясните ребенку, что ему надо было сделать, вместо того что сделал он.
Не пытайтесь запугать малыша, чтобы пресечь его ложь, это бесполезно.
Ваша бурная, негативная реакция на ложь ребенка лишь усилит его потребность лгать.
Он почувствует себя еще более неуверенно и будет стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать наказаний, упреков. В то же время его враждебность лишь усилится из-за того, что с ним обошлись грубо.
Никогда не прибегайте к так называемой невинной лжи, не путайте представления ребенка о необходимости всегда говорить правду.
Дети, понимая, что в каких-то случаях взрослые говорят неправду, легко находят себе оправдание, когда сами лгут.
Постарайтесь понять, какую правду передает вам детская ложь о душевном состоянии ребенка, о его страхах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы сделать.
Иногда ребенок фантазирует, выдумывает что-то невероятное, чего ему не хватает в реальной повседневной жизни. В этом случае важна правильная реакция на ложь — не отрицание, а понимание.
Помогите ребенку провести границу между желаемым и действительным, постарайтесь использовать информацию, заключенную во лжи.
Когда малыш сообщает вам, что получил в подарок живого слоненка, лучше ответить так: «Я знаю, что ты очень хочешь иметь слоненка», — и не стоит доказывать ребенку, что он лжет.
Создавайте для ребенка комфортную, доброжелательную атмосферу в обществе родителей, воспитателей, чаще поощряйте его за хорошие поступки. Это повышает самооценку малыша, снижает потребность говорить неправду.
Выслушайте внимательно виноватого малыша, поразмышляйте о скрытых причинах его лжи, порассуждайте вслух о своем отношении к происшедшему.
Покажите ребенку всем своим видом, что дело не в мере наказания, которую вы собираетесь избрать, а в уроке, который нужно извлечь из случившегося.
Подготовила педагог – психолог Абрамова В.А.