Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития
В настоящее время речевые нарушения как правило сопровождаются нарушениями всего детского развития в целом. При наличии у ребёнка речевого нарушения также отмечается нарушения общей и мелкой моторики. Данные нарушения проявляются в плохой координации движений, недостаточной точности и ловкости. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплёскивают воду или льют ее в слишком больших количествах. Также при отсутствии физической активности ребенок испытывает недостатки в получении сенсорных ощущений собственного тела.
Следовательно, для получения наиболее качественного результата необходимо включать в коррекционный процесс ребенка с нарушениями речи различные физические активности.
Для детей с нарушениями речевого развития, не имеющих двигательных нарушений, используются в полном объеме упражнения, предусмотренные программой детского сада. В этом случае ставятся следующие коррекционные задачи:
- Научить детей ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.
- Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
- Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.
- Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.
- Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.
- Научить детей попеременно вставать, приседать под счёт.
- Научить детей поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперёд; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперёд в сторону, назад; левую руку к плечу, правую – на голову; выставить правую ногу вперёд, на пятку, на носок. Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром.
- Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.
- Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.
- Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).
Для детей с речевыми нарушениями автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов или разнообразных речевых упражнений. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Наибольшую пользу для целей комплексной коррекционной работы приносят спортивные игры, направленные на развитие двигательных функций кисти. К ним можно отнести всевозможные игры с мячом. Таким образом, в логопедическую работу можно включать упражнения с мячом на:
- автоматизацию звуков: по очереди кидать мяч между педагогом и ребёнком, проговаривая слова; работать с мячом по принципу эстафет: ребенок берет мяч, несет его до обруча, оставляет там мяч, проговаривает определенную фразу или слово и идет обратно.
- развитие лексико-грамматических навыков: разнообразные игры на развитие грамматических категорий: «Назови ласково», «Один – много», «Какой компот» с перебрасыванием мяча друг другу.
Также при совместном развитии речевых и физических навыков возможно использование разнообразных ортопедических ковриков и деревянных балансиров, что позволяет также задействовать сенсорную систему ребенка.
Например: стоя на деревянном балансире, ребенок ловит мяч и проговаривает данную педагогом фразу.
Дошкольный и младший школьный возраст — идеальное время для формирования у детей любви к речи. А использование физической активности в развитии речи только подогреет у детей интерес к обучению.