• Фех Дарья Денисовна

    Часы приема родителей:

    Понедельник с 18:00 до 19:00

    8(3822)66-27-93

    Вологжанина Светлана Ильинична

    Часы приема родителей:

    Среда с 18:00 до 19:00

    8(3822)66-27-93

Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития

Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития

В настоящее время речевые нарушения как правило сопровождаются нарушениями всего детского развития в целом. При наличии у ребёнка речевого нарушения также отмечается нарушения общей и мелкой моторики. Данные нарушения проявляются в плохой координации движений, недостаточной точности и ловкости. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплёскивают воду или льют ее в слишком больших количествах. Также при отсутствии физической активности ребенок испытывает недостатки в получении сенсорных ощущений собственного тела.

Следовательно, для получения наиболее качественного результата необходимо включать в коррекционный процесс ребенка с нарушениями речи различные физические активности.

Для детей с нарушениями речевого развития, не имеющих двигательных нарушений, используются в полном объеме упражнения, предусмотренные программой детского сада. В этом случае ставятся следующие коррекционные задачи:

  1. Научить детей ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.
  2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
  3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.
  4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.
  5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.
  6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счёт.
  7. Научить детей поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперёд; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперёд в сторону, назад; левую руку к плечу, правую – на голову; выставить правую ногу вперёд, на пятку, на носок. Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром.
  8. Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.
  9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.
  10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).

Для детей с речевыми нарушениями автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов или разнообразных речевых упражнений. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Наибольшую пользу для целей комплексной коррекционной работы приносят спортивные игры, направленные на развитие двигательных функций кисти. К ним можно отнести всевозможные игры с мячом. Таким образом, в логопедическую работу можно включать упражнения с мячом на:

  • автоматизацию звуков: по очереди кидать мяч между педагогом и ребёнком, проговаривая слова; работать с мячом по принципу эстафет: ребенок берет мяч, несет его до обруча, оставляет там мяч, проговаривает определенную фразу или слово и идет обратно.
  • развитие лексико-грамматических навыков: разнообразные игры на развитие грамматических категорий: «Назови ласково», «Один – много», «Какой компот» с перебрасыванием мяча друг другу.

Также при совместном развитии речевых и физических навыков возможно использование разнообразных ортопедических ковриков и деревянных балансиров, что позволяет также задействовать сенсорную систему ребенка.

Например: стоя на деревянном балансире, ребенок ловит мяч и проговаривает данную педагогом фразу.

Дошкольный и младший школьный возраст — идеальное время для формирования у детей любви к речи. А использование физической активности в развитии речи только подогреет у детей интерес к обучению.

Комментирование запрещено