Использование су – джок в развитии речи
Су – джок – это маленький шарик с шипами, внутри которого помещаются две пружины. Данный шарик используется для массажа особых зон на ладонях, которые так или иначе влияют на развитие речи. У данного метода есть несколько преимуществ. Во – первых, во время самомассажа у ребёнка развивается мелкая моторика рук, движения становятся точнее и аккуратнее. Также, согласно исследования М. И. Кольцовой, центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику рук и центры головного мозга, отвечающие за речевую деятельность, находятся рядом и взаимодействуют друг на друга. Таким образом, развивая мелкую моторику происходит и развитие речи. Во – вторых, использование су – джока при работе с речью позволяет задействовать много разнообразных упражнений, показанных далее.
Упражнения, которые можно использовать при развитии речи в домашних условиях с использованием су – джока:
1. Автоматизация звука изолированно
Для изолированного уточнения звука необходимо катать шарик в руках одновременно проговаривая звук. Затем катать шарик по тыльной стороне ладони каждой руки и также проговаривать звук.
2. Автоматизация звука в слогах
Для автоматизации звука в слогах используются пружинки, находящиеся внутри шарика. Каждый пальчик ребёнка – это определённый слог, например, берётся пять слогов: ша – шо – шу – ши – шэ. Ребёнок прокатывает пружинку по пальцу и называет нужный слог.
Примеры цепочек слогов:
шта – што – шту – шты – штэ;
аш – ош – уш – ыш – эш;
аша – ошо – ушу – ыши – эшэ;
ашт – ошт – ушт – ышт – эшт.
3. Автоматизация звука в словах.
Для автоматизации звука в словах ребёнку предлагается поочередно перекладывать шарик из руки в руку. Ребёнок произносит слово с заданным звуком, сжимает мячик в руке, перекладывает его в другую руку и называет следующее слово.
4. Автоматизация звука в предложении.
Для автоматизации звука в предложении ребёнку предлагается чистоговорка или короткое стихотворение, в процессе которого он также будет катать пружинки по пальцам. Например, при автоматизации звука Ш можно использовать:
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
5. Развитие грамматического строя.
При развитии грамматического строя используется простой приём перекатывания мячика от человека к человеку, на который накладываются разнообразные игры. Например, «Из чего варенье?». Взрослый задаёт ребёнку вопрос: «Если варенье из яблок, то оно яблочное. А если из груш, то оно какое?», перекатывает шарик ему и ребёнок отвечает и перекатывает шарик обратно.
Таким образом, с помощью одного маленького шарика можно воздействовать на такие важные сферы развития ребёнка.