• Валентий Анастасия Дмитриевна
    Должность
    педагог-психолог
    Часы приема родителей:
    Понедельник:
    С 17:00 до 19:00
    Пятница:
    С 08:00 до 09:00

    Шелкунова Анна Федоровна
    Должность
    педагог-психолог
    Часы приема родителей:
    Четверг:
    С 17:00 до 19:00
    Личный сайт: http://shelkunovaanna.ucoz.net

Как наказать ребёнка «правильно»?

Существует такое понятие, как границы личные и границы дозволенного. Именно благодаря вовремя выстроенным границам, в будущем (взрослея) семье удаётся минимизировать конфликты.

У каждой семьи свои границы и свои правила! Но, есть несколько базовых вещей, которые важно учитывать, выстраивая границы дозволенного ребёнку:

  1. Чёткость правил

Если вы выдвигаете, какое- то требование или запрет, то убедитесь в том, что это осуществимо, а именно:

  • ребёнок понимает, чего от него хотят или не хотят;
  • ребёнок может это запомнить (и долго помнить);
  • это правило или запрет не противоречит ничему другому;
  • ребёнок способен осознать и осмыслить зачем и для чего это.

Лет до 4-5 дети НЕ ПОНИМАЮТ запретов. Забывают, игнорируют и нарушают. Не потому что вредные, а потому что их мозг ещё только в процессе развития. Да многие шестилетки нарушают запреты и договорённости из- за того, что им пока ещё сложно отказаться от того, что «хочется», в пользу того, что «надо».

  1. Количество правил/запретов

Вообще лучше сесть и прописать, что можно делать ребёнку, а что нельзя. Если колонка нельзя будет больше или даже равно тому, что можно, то время подумать: «а не слишком ли много в жизни моего ребёнка запретов»?

Ведь большое количество запретов и требования провоцирует детей их нарушать и бунтовать. Важно показывать ребёнку, что ему можно делать, а не акцентируйте внимание на «нельзя».

  1. Стабильность/ последовательность

Правила или запреты действуют всегда, распространяются на всех (если такое возможно) и никак не зависят от настроения родителей, времени года или дня недели.

Тогда ребёнку проще понимать, что от него хотят. Стабильность= понятность. А если мы сегодня запрещаем, завтра разрешаем или мама запрещает, папа разрешает, то у ребёнка возникает неразбериха в голове, он не понимает в итоге, что можно, а что нельзя (учитывая, что в дошкольном возрасте это понимание в целом ему плохо даётся).

Систематичность и последовательность родительских действий облегчит жизнь ребёнку и всей семье.

  1. Предупреждение ребёнка о правилах и последствиях

Скажите своему ребёнку, что будет если… Это для старших дошкольников и школьников уже применимо! До этого возраста, если хотите, чтобы ребёнок чего- то не делал- не давайте это делать ему. Можно даже без объяснений, просто не давать делать ли убрать раздражитель от ребёнка. «Наказание» (последствие) должно быть за сознательное нарушение ребёнком запрета, который он полностью понимает.

Очень важно, чтобы последствия были СОПОСТАВИМЫ и справедливы поступку/ нарушению.

Есть правило (граница дозволенного), если ребёнок его нарушает, то сталкивается с последствиями (справедливыми!).

  1. Важно сталкивать ребёнка с последствиями его поведения

Если вы убедились в том, что ребёнок несмотря на ваши разъяснения или запрет делает по-своему, нарушает или не слушается (нужно разобраться в причинах непослушания), и ребёнок был предупреждён то здесь уже можно применить метод «естественных последствий». Какие они будут- решать вам.

  1. Корректируйте список ограничений/ правил

Ребёнок взрослеет и некоторые методы воспитания (в том числе ограничения) становятся неактуальными и даже наоборот провоцирующими на бунт и непослушание. Каждый год, каждый новый возрастной этап ребёнка пересматривайте с ним отношения и добавляйте свободы и ответственности.

  1. Поощряйте желаемое поведение

Подробно описывайте, чего вы хотите на данный момент от ребёнка и вот само выполнение нужно поощрять. Поощряйте той деятельностью и так, как нравится ребёнку. А не выполнил- нет поощрения, получается и наказываем его не наказывая.

На самом деле дети БОЛШЕ СЛУШАЮТСЯ своих родителей, нежели не слушаются, ведь каждый день они делают то, что им говорят. А за причинами ссор, скандалов и постоянных нарушений запретов стоит что- то большее чем просто характер ребёнка

Подготовила: педагог- психолог Валентий А. Д.

Комментирование запрещено