С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.
Возраст ребенка | Звуки |
1-2 года | А О Э П Б М |
2-3 года | И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й |
3-4 года | С З Ц |
4-5 лет | Ш Ж Ч Щ |
5-6 лет | Л Р |
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:
- свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ
- шипящие – Ш, Ж
- аффрикаты – Ц, Ч, Щ
- сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ
- звонкие согласные
- мягкие согласные
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
— искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
— отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)
— замена одного звука другим (колова).
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).
В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими. Эти виды и формы нарушения звукопроизношения являются объектом коррекционной работы с детьми в условиях логопедического пункта.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Важным является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе. Работа детского сада не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Родителям следует заниматься ежедневно или через день в форме игры. Вся работа родителей по формированию правильного звукопроизношения ребёнка согласовывается с логопедом, при всех возникающих затруднениях необходимо обращаться к учителю-логопеду.
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Если ваш ребёнок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.
Учитель-логопед: Фрик Е.Б.