• Вологжанина Светлана Ильинична

    Часы приема родителей:

    Понедельник с 15:00 до 19:00

    Четверг с 15:00 до 19:00

    dsad44@mail.tomsknet.ru

    8(3822)66-27-93

    Фрик Елена Борисовна

    Часы приема родителей:

    Вторник с 18:00 до 19:00

    Четверг с 18:00 до 19:00

    dsad44@mail.tomsknet.ru

    8(3822)66-27-93

Обучаемся чтению в домашних условиях

Что родителям очень важно знать, чтобы ребенок научился читать и писать!

Уважаемые родители!

Желание помочь своему ребенку присуще каждому из Вас.

Школа на сегодняшний день предъявляет очень много требований к детям в плане подготовки. В былые времена ребенок, который научился читать и писать до школы, становился легендарной личностью 1 класса.

Теперь этим уже никого не удивишь!

Скорее, наоборот, удивляются, почему ребенок до сих пор не читает при поступлении в школу. Когда и как начинать учить своего ребенка читать и писать? На этот вопрос нет однозначного ответа. У каждого специалиста свое мнение на этот счет. Однако, абсолютно все специалисты правы в одном, заявляя об индивидуальном подходе к ребенку.

У каждого ребенка свой темп развития, свой темп усвоения и запоминания информации. Не нужно никого торопить и не нужно никого останавливать. Самое главное необходимо отследить тот момент, когда у ребенка появится познавательный интерес к тому предмету, который вы ему предлагаете. Вот тут все зависит от Вас, как Вы предложите информацию, которую необходимо усвоить ребенку. Если Вы подогревали познавательный интерес в своем ребенке с самого рождения, то проблем в заучивании букв и в овладении чтением у Вашего ребенка не будет. Такие дети, как правило, понимают, что для того чтобы добыть интересующую информацию, нужно потрудиться. Напротив, если Вы не научили своего ребенка добывать информацию, а выдавали ему готовую пищу (например, постоянный просмотр мультфильмов), то, скорее всего, Ваш ребенок будет испытывать трудности в освоении чтением, поскольку это занятие ему не интересно.

В учении, как и в медицине, главное – не навреди. Очень часто родители берут на себя роль учителя, что очень похвально. Многие стараются своего ребеночка научить буквам с самого раннего детства. Есть много детей, которые в свои 2 года удивляют своими знаниями алфавита, но почему-то достигнув шестилетнего возраста так и не научились читать. Родители, спохватившись, бегают в поисках репетитора, чтобы подготовить свое чадо к школе, не понимая того, что сами навредили своему ребенку, выдавая неправильную информацию.

Прежде чем познакомиться с ошибками, которые допускают родители в обучении своего ребенка чтению, необходимо прояснить, какие факторы лежат в основе чтения и письма.

  • Прежде всего, каждому родителю важно вспомнить полезную информацию из русского языка.

В русском языке есть согласные и гласные звуки (всего их 42), в русском алфавите есть гласные и согласные буквы (всего их 33). Гласные звуки произносятся протяжно, их можно пропеть. Согласные звуки произносятся резко, их нельзя пропеть, поскольку при их произнесении встречаются преграды (зубы, губы).

Существует 10 гласных букв (А, О, У, Ы, Э, И, Ю, Е, Ё, Я), но 6 гласных звуков (А, О, Э, У, Ы, И).

Буквы Я, Е, Ё, Ю – йотированные, то есть состоят из следующих звуков Я – /йа/, Е – /йэ/, Ё – /йо/, Ю – /йу/.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими.

Твердость и мягкость согласного зависит от того, какой гласный стоит рядом с этим согласным.

Согласный звук будет твердым тогда, когда после него будет стоять согласный звук, либо гласные звуки: О, Ы, У, А, Э.

Согласный звук будет мягким тогда, когда после него будет стоять гласные звуки: О, Ы, У, А, Э.

Согласные звуки Ж, Ш, Ц – всегда твердые, согласные звуки Й, Ч, Щ – всегда мягкие.

Буквы Ь, Ъ звуков не имеют.

  • Следует понимать, что в основе чтения и письма лежит развитие фонематических процессов (фонематического слуха и фонематического восприятия).

Фонематический слух – это способность верно воспринимать звуки родного языка. Фонематическое восприятие включает в себя операции анализа и синтеза.

Например, задание «Назови, из каких звуков состоит слово РАК» будет выполнимо, если ребенок сможет проанализировать правильно каждый звук данного слова.

Задание «Я назову звуки, а ты составь из них слово К, Т, О, Р» будет выполнено, если ребенок может синтезировать, проще говоря, соединять звуки, либо слоги в слова.

Без умения анализировать и синтезировать, а также при недостаточно развитом фонематическом слухе у ребенка могут возникнуть проблемы в написании слов.

В целях предупреждения дальнейших проблем, логопеды и воспитатели логопедических групп проводят большую работу по развитию фонематических процессов.

  • Помните, что ни в коем случае нельзя путать звуки и буквы. Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. В момент чтения мы произносим не название буквы, а звук.
  • При обучении чтению также необходимо уяснить, что такое слияние.

Слияние – это когда после согласной буквы стоит гласная буква. Слияние следует произносить слитно, длительно пропевая гласный звук.

Исходя из выше сказанного, можно перейти к ошибкам, которые допускают родители, обучая своего ребенка чтению.

1 грубая ошибка

Неверное знакомство с алфавитом.Буквы в алфавите нужно называть звуком (не буква Бэ, а буква Б). Когда ребенок освоит принцип слияния, можно уже давать верные названия буквам. Но не забывайте, при чтении мы произносим звуки, а не буквы.

2 грубая ошибка

Заключается в обучении побуквенному чтению, то есть ребенок, сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).

3 грубая ошибка

Не отрабатывается графический образ буквы. Многие родители, познакомив ребенка с буквами, ограничиваются только показом буквы. Необходимо учить ребенка печатанию букв, соотносить звук с буквой.

4 грубая ошибка

Путают понятия Звук и Буква. Задания типа «Какую первую букву в слове ……. ты слышишь» не верны. В слове слышатся только звуки!

Когда можно начинать обучение чтению?

Если Вы решили самостоятельно обучить своего ребенка чтению, то для начала необходимо определиться с возрастом ребенка. На мой взгляд, 4 года – это самый оптимальный возраст для того чтобы научить малыша процессам чтения и письма, при условии если Вы до этого трудились над тем, чтобы развить мелкую моторику рук Вашего ребенка. Для начала необходимо правильно выучить и систематизировать все буквы в алфавите. Купите обыкновенную настенную азбуку (ни в коем случае не покупайте звуковую азбуку). Нарисуйте на бумаге 4 домика. В каждом домике будут жить свои жильцы-буквы. Знакомя ребенка с буквой, называйте букву звуком.

Учитель-логопед Фрик Е.Б.

Комментирование запрещено