• Абрамова Валентина Александровна
    Должность
    педагог-психолог
    Квалификационная категория — соответствует занимаемой должности
    Образование:
    ФГАОУ высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», 2015 г
    Специальность — Психология
    Квалификация — Психолог, преподаватель психологии
    Часы приема родителей:
    Понедельник:
    С 17:00 до 19:00
    Пятница:
    С 08:00 до 09:00

    Шелкунова Анна Федоровна
    Должность
    педагог-психолог
    Квалификационная категория — соответствует занимаемой должности
    Образование:
    Томский государственный педагогический университет, 2016 г.
    Специальность — Специальная психология и педагогика
    Квалификация — Педагог-психолог
    Дополнительное образование:
    • Основы гештальт-консультирования ТГПУ 2006 г.
    • Телесно-ориентированный подход в консультировании ТГПУ 2006 г.
    • Гештальт-терапия I ступень МИГИП (Московский Институт Гештальта и Психодрамы) 2006 г.
    • Гештальт-терапия II ступень МИГИП (Московский Институт Гештальта и Психодрамы) 2009 г.
    • «Работа с детьми и семьей в гештальт-подходе В. Оклендер» ПЦ «Гештальт» Томск 2014 г.
    • «Основы Арт-терапии» ТГПУ 2014 г.
    Психологический стаж: более 11 лет
    Педагогический стаж: 5 лет

«Особый ребёнок в семье»

В нашем обществе родители возлагают на будущего ребенка много надежд и готовы понести большие материальные затраты, когда они готовятся к его рождению. Ждать появления ребенка, заботиться о нем, знакомиться и общаться с ним — ценность сама по себе, но ребенок может также иметь очень важное символическое значение.

Способность дать жизнь здоровому ребенку важна для нашего чувства собственного достоинства. Для мамы ребенок становится подтверждением ее значимости как женщины и матери. Отцу крепкий и здоровый ребенок может казаться подтверждением собственного успеха. Зачастую родители смотрят на ребенка как на воплощение своих собственных достоинств. Если в ребенке есть что-то особенно хорошее, они видят в этом отражение такого же «хорошего» качества кого-то из родителей. Наоборот, если у ребенка что-то плохо или «не так», то они видят в этом отражение такого же плохого качества в себе самих. Посредством ребенка то «злое», что было скрыто, только обрело форму и стало видимым.

Когда родители осознают, что у ребенка имеется ограничение, у них, одновременно, появляется смутное ощущение того, что их мечты о будущем больше не имеют никакого значения. Мысль об ограничении их ребенка так тяжела, что ее просто невозможно принять; они отталкивают ее от себя, но чувствуют или как-бы предчувствуют, что теряют множество вознаграждений, которые ребенок может дать своим родителям.

Вместо того, чтобы получить подтверждение своей пригодности как мужчина или женщина, родители теперь чувствуют, что это их ранее скрытая непригодность подтвердилась и стала очевидна для всех. Их новая роль родителей ребенка с функциональными ограничениями поколебало само основание их чувства собственного достоинства. Они даже могут думать, что ущерб, который природа нанесла их ребенку, одновременно сделала неполноценными и родителей. Они чувствуют себя людьми, которых наказали за какую-то в действительности совершенную или воображаемую ошибку.

Мама может чувствовать большую вину за то, что она берет на себя полную ответственность за ребенка. Она посвящает свою жизнь заботе о ребенке и может пожертвовать всем ради него. Если отец не испытывает подобного желания, и хочет уделять время себе самому и другим, мама чувствует себя защитником ребенка, а отца подозревает в вероломстве. Братья и сестры ребенка тоже могут почувствовать себя предателями, если они осмелятся показать, что они хотят жить своей собственной жизнью и не жертвовать слишком многим ради своего брата или сестры. Родители заклиниваются на своих позициях, которые все больше расходятся. Мама изолирует себя и берет с собой ребенка в мир, куда никто другой не может проникнуть. Она распоряжается всем по-своему и показывает различными способами, что только она знает и понимает, что нужно ребенку. В то же время она, безусловно, надеется на помощь папы.

Отец, который не может пробиться через стену, чувствует себя «исключенным» из их мира и отступает в сторону. Когда ответственность со временем кажется более тяжелой, маму начинает раздражать «равнодушие» папы. Она боится, что на нее одну ляжет вся ответственность за ребенка, несмотря на то, что она отчасти этого хотела. Ее разочарование заметно в мученичестве, горечи и обвинениях.

К сожалению, окружающие не всегда считаются с тем, что в такой семье горе — не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. Если в семье процесс осознания новых реалий бытия развивается правильно, можно надеяться, что родители смогут принять и понять своего ребенка с функциональными ограничениями относительно скоро. Одновременно, они сами смогут избежать впоследствии психических расстройств на почве болезни ребенка. умейте защищать себя и ребенка. В случае возникновения неприятных ощущений, связанных с разглядыванием вашего ребенка, сочувствующими взглядами, расспросами в транспорте, магазине’ или на улице, мысленно постройте защитную стенку (поместите ребенка и себя в невидимый футляр, броню), отделяющую вас от любого неприятного и раздраженного субъекта.

Однако нельзя терять время, необходимое для лечения ребенка, так как существуют заболевания, которые, в случае их ранней диагностики, оказываются практически излечимыми (например, фенилкетонурия и др.).

Чтобы исправить выявленные у вашего ребенка нарушения, одной медицинской помощи не достаточно необходимы психологическая и педагогическая коррекция. Если проблема четко определена и очерчена, она может быть и разрешена.

В нашей стране существует широкая сеть специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с различными отклонениями в развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые, аутичные). В этих учреждениях используются специальные методы, направленные на их обучение, развитие и адаптацию к социальной среде.

Если, ваш ребенок дошкольного возраста и страдает такими расстройствами, вы можете обратиться в районную или городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), Опытные специалисты (врачи, психологи, педагоги) окажут вам квалифицированную помощь, уточнят диагноз и определят профиль учреждения, в котором ваш ребенок сможет получить доступное ему образование.

Любите вашего ребенка. Не отвергайте его из-за его физического или интеллектуального несовершенства. Поверьте, что через некоторое время, эти недостатки для вас перестанут быть значимыми. Подумайте о том, что это ваша плоть и ваша «кровинка». И вам станет важно только то, что он есть, что он вас любит и что ему нужны ваши тепло, ласка и зашита.

Не поддавайтесь унынию, ведь вы только в начале жизненного пути вашего ребенка. Этот путь, безусловно, сложнее, чем  нормальных его сверстников. Но я на нем ему улыбнуться  радость, успех и счастье быть любимым, нужным вам, вашим близким и даже чужим людям.

Измените отношение к отцу ребенка.

Не обвиняйте мужа в том, что из-за него ребенок родился с недостатками развития, ведь это ваш общий ребенок. Исключите обвинения в ваших отношениях с мужем. Старайтесь не утратить доверительности и искренности чувств. Поддерживайте с супругом интимные отношения. Не демонстрируйте мужу свою усталость в виде истерик и скандалов. Лучше скажите ему, что вы устали, и попросите его помочь вам. Не устраивайте ссор по пустякам.

Если вы чувствуете, что муж не понимает проблем вашего ребенка и между вами возникло отчуждение, не стремитесь решить все сгоряча, а попытайтесь наладить отношения. Обсуждайте с мужем проблемы семьи и проблемы ребенка. Обменивайтесь мнениями под душем. Даже в самой тяжелой ситуации стремитесь прощать близких вам людей. Не обвиняйте их в том, что вас с ребенком так много проблем. Прощение помогает снять с души тяжесть, сохранить теплоту отношений.

Модели позитивного поведения

  1. Уметь рационально прогнозировать развитие события и владеть любой ситуацией, в которой принимают участие мой ребенок, я и социум.
  2. Уметь в случае стрессовой ситуации мысленно построить преграду, защитную «стенку», или поместить ребенка и себя в невидимый футляр, броню, для того чтобы отделиться от любого раздраженного субъекта.
  3. Уметь в случае возникновения дискомфортного психического состояния выйти из конфликтной ситуации и вывести из нее ребенка.
  4. Уметь смягчить, нейтрализовать любой конфликт своим доброжелательным отношением к окружающим.
  5. Уметь заряжать атмосферу позитивным отношением ко мне и к моему ребенку.
  6. Уметь сказать себе «СТОП» в случае возникновения у меня по объективным причинам тревожного или депрессивного состояния.
  7. Мое материнское сердце всегда переполнено любовью к моему ребенку. Любя его, я одновременно показываю ему, как нужно любить и меня.
  8. Уметь в случае непослушания ребенка, переходящего в истерику или упрямство, спокойно, не повышай голоса, указать ему правильный выход из трудного положения и обязательно дать ему почувствовать свою любовь.

Подготовила педагог-психолог: Шелкунова А.Ф.

Комментирование запрещено