КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОГОЙ?
Поступление ребёнка в школу – неизбежный для каждой семьи и достаточно волнительный момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет семью приспосабливаться к новым условиям. Как правило, он проходит непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим. А в школе маленькие дети резко оказываются в другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом ритме. Нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, новая система требований, к которой они не привыкли. Маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты со сверстниками и взрослыми, найти своё место. Не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников социальная адаптация оказывается сложной.
Многие первоклассники, даже с достаточно высоким уровнем познавательного развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Часто дети жалуются на усталость, головную боль, они могут становиться раздражительными, капризными, плаксивыми. Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят. У некоторых детей возможно формирование устойчивого чувство страха перед посещением школы, нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.
Типичные проблемы первоклассников
ХРОНИЧЕСКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, несоответствие ожиданиям родителей. Под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать взрослых. Это, в свою очередь, приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.
Что делать?: поддерживать ребенка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.
УХОД В СЕБЯ
Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя. Такое зачастую бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в вымышленный мир.
Что делать?: необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.
НЕГАТИВНЫЕ ВЫХОДКИ
Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков. Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании.
Что делать?: пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома.
ВЕРБАЛИЗМ
Высокая степень развития речи при задержке мышления.
Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач, что также приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.
Что делать?: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.
ПОСТОЯННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит. Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.
Что делать?: придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы.
ЛЕНЬ
Под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.
Неуверенность в себе – «я не буду делать, потому что у меня все равно не получится», но так как делать заставляют – «я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу». Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.
Что делать?: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.
Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство.
Что делать?: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.
«Я не знаю, как делать» – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Из-за этого ребенок увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.
Что делать?: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?
Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.
Что делать?: только в этом случае метод принуждения действительно будет работать.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявляйте интерес к нему, к его жизни в школе, к его отношениям в классе, спрашивайте его о том, как прошёл его день. Достаточно просто выслушать ребёнка.
Не критикуйте ребёнка, если он пока плохо пишет, читает, считает, когда ему не удается быть аккуратным. Критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте.
Активным детям после школы, возможно, необходимо побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное. Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.
Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски («На ошибках учатся») и передавайте такое отношение и ребёнку.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.
Постарайтесь отводить его в школу и встречать его. Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.
Задача взрослых – помочь ребенку понять свои страхи, чего именно и почему он боится. Проговорить вместе с ним эти страхи, дать ему понять, что то, чего он боится, на самом деле не так уж и страшно. Дайте ребенку понять, что он всегда может рассчитывать на Вашу поддержку. Если его страхи действительно реализуются (двойка за контрольную работу), последствия не будут такими катастрофическими, как он это себе представляет. То есть, двойку нужно будет исправлять, прилагать усилия, но это — вполне посильная задача, и Вы ему в этом поможете.
Двойка — это всего лишь неприятность, а не катастрофа.