• Фех Дарья Денисовна

    Часы приема родителей:

    Понедельник с 18:00 до 19:00

    8(3822)66-27-93

    Вологжанина Светлана Ильинична

    Часы приема родителей:

    Среда с 18:00 до 19:00

    8(3822)66-27-93

Профилактика нарушений письма в дошкольном возрасте

Профилактика нарушений письма в дошкольном возрасте

Дисграфия – это нарушение процесса письма, которое характеризуется наличием стойких повторяющихся ошибок.  Эти ошибки включают замену букв, пропуск или перестановку слогов, искажение структуры слова, трудности с разделением слов и предложений, а также грамматические и пунктуационные ошибки.

Такое нарушение может возникать как следствие недоразвития устной речи в дошкольном возрасте поэтому для предотвращения возникновения нарушений письма необходимо выполнять следующие действия.

Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте включает развитие зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, слуховой и зрительной памяти, а также формирование грамматического строя речи. Это достигается через игры и упражнения на ориентацию в пространстве, узнавание и различение букв, а также работу с различений похожих по начертанию или звучанию букв и правильное использование предлогов.

Развитие зрительно-пространственных представлений и мелкой моторики:

  • Ориентация в пространстве:

«Где лежит игрушка?»: Размещайте игрушки в коробке, под ней, на ней и рядом с ней, озвучивая действия и задавая вопрос: «Где теперь кубик?»

  • Зрительное различение:

Игры на поиск и обведение определенных букв (например, «Найди и обведи»), узнавание букв, нарисованных на руке, или узнавание спрятавшихся букв на рисунках.

  • Конструирование букв:

Выкладывание букв из палочек, крупы, пластилина, вырезание их из картона, лепка из пластилина, обведение контура.

  • Развитие мелкой моторики:

Упражнения с мелкими предметами, такими как шарики или снежинки (например, «Сдуй снежинку»), пальчиковая гимнастика, игры с мелкими деталями.

Развитие слуховой и зрительной памяти:

  • Слуховая память:

«Снежный ком»: начните с простого слова или короткого предложения, и каждый участник по очереди добавляет по одному слову. Задача — повторить всю предыдущую цепочку слов и добавить новое.

  • Зрительная память:

«Мемори»: На столе выкладываются парные карточки рубашкой вверх. Игроки по очереди открывают по две карточки. Если изображения совпадают, игрок забирает пару себе. Если нет, карточки переворачиваются обратно, и ход переходит к следующему игроку. Формирование грамматического строя речи:

  • Работа с предлогами:

«Найди ошибку»: Называйте предложения с неправильно использованными предлогами и просите ребенка исправить их. Например, «Дорога едет по машине» (правильно: «Машина едет по дороге»). Или «Я перепрыгнул ПО лужу» (правильно: «ЧЕРЕЗ лужу»).

  • Словоизменение и словообразование:

«Чья эта часть?»: Обучение образованию притяжательных прилагательных (например, хвост лисы — «лисий хвост», хвост тигра — «тигриный хвост»).

Используя данные упражнения в дошкольном возрасте можно значительно уменьшить риск возникновения дисграфии и ее проявлений в начальной школе.

 

Комментирование запрещено