Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности

Задачи: обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности людей разных профессий; формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса; закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Участники: дети 6-7 лет, подготовительная группа № 10 «Птички» МАДОУ № 44 г. Томска.

Воспитатели: Харламова Светлана Алексеевна
Шершнева Надежда Павловна

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.

Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение развивающей предметно-пространственной среды:

  • подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии» в книжном уголке;
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
  • выпуск настенной газеты с фотографиями «Профессии наших родителей»;
  • материалы для сюжетно-ролевых игр;
  • опыты-эксперименты в мини-лаборатории.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду (специально организованная деятельность) позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о различных профессиях: ученый, кондитер, музыкант, повар, парикмахер, художник, садовник и др.

«Много есть профессий разных, много всяких нужных дел.

Чем бы в жизни заниматься, что бы делать Ты хотел?

Профессий много на планете, и все нужны, поверьте дети!

Все профессии нужны, все профессии важны.
Каждый должен сам решать, кем, когда он хочет стать».

Комментирование запрещено