Развитие пространственного и образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью конструктора
LEGOEDUCATION.
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствованиии продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия исовершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых иновых открытиях. Дети в таком обществе с самого детства находятся в окружении техникии электроники, им интересны двигательные игрушки, они пытаются понимать, как этоустроено. Поэтому зачатки пространственного мышления необходимы современным детям сраннего возраста.
Легоконструирование – один из важных и полезных способов детскогоразвития. В дошкольном возрасте необходимо совершенствовать навыкимышления и пространственной ориентации, которые очень пригодятся вдальнейшей жизни. При работе с LEGO требования к детям не очень серьёзные: мы учим ребят правильно создавать конструкции по схемам. Тем не менее, это позволяет нам не только развивать в детях навыки конструирования, но и решать проблемы в других образовательных областях, предусмотренных программой ДОУ. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются.
Занятия по легоконструированию способствуют:
— формированию образного, пространственного мышления
— развивает воображение
— самореализации собственных замыслов
— развитие познавательной, художественно-эстетической способностей
— развитию внимания, памяти, речи
Первые постройки дети выполняют с помощью наглядной модели из крупного конструктора. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.LEGO это игра, которая помогает детям научиться договариваться между собой во имя достижения общей цели. Если же разгорятся споры, явно ведущие к конфликтам, взрослые должны вмешаться, успокоить детей, продемонстрировать возможность мирного урегулирования разногласий.После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети чаще играют с конструктором LEGO, причем используют его не только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.
Новизна работы с конструкторами LEGO заключается в том, что образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. На следующем этапе, занимаясь с детьми легоконструированием, усложняется работа, вводятся схемы построек. Задания по схемам требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.
Не обходится дело и без развития пространственного мышления, т.к. объёмное конструирование существенно сложнее плоскостного выкладывания квадратиков на столе. Ребёнку следует учитывать объём не только всей конструкции, но и конфигурацию каждой детали. Также важны и такие пространственные показатели, как симметричность и асимметричность. Одной из первичных целей в легоконструировании, на мой взгляд, научить детей эффективно работать вместе. Сегодня групповое или совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы так, как никогда раньше. В совместной деятельности дети могут не просто поинтересоваться новинками, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.
Перед каждым началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно будут сегодня моделировать, какое назначение имеет та или иная конструкция в окружающем мире, является ли она помощником человека. Так, мы развиваем у детей дошкольного возраста социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.
Таким образом, использование лего конструирования на практике обеспечило формирование образного и пространственного воображения, развитие креативных способностей у дошкольников, развитие творческого конструкторского мышления, являющееся одним из компонентов развития пространственного мышления и технической одарённости.
Подготовила: педагог дополнительного образования Валентий А.Д.