Развитие речевого дыхания в домашних условиях
Речевые нарушения детей часто сопровождаются неправильным речевым дыханием. Что же такое речевое дыхание и зачем оно нужно?
Речевое дыхание – это целенаправленный процесс, при котором вдох осуществляется через нос, а выдох через рот. В процессе этого выдоха осуществляется речь.
Зачем тренировать речевое дыхание? Для того, чтобы речь была плавной, без запинок и «доборов» воздуха во время речи. И чтобы тот самый звук «р» был раскатистым и громким.
Какие упражнения можно выполнять в домашних условиях, уделяя всего 10 минут в день для формирования этого полезного навыка?
Важно: акцентируем внимание ребёнка на том, что вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, щеки НЕ надуваем! Плечи НЕ поднимаем!
упражнения с ватой
«Футбол»
Кусочек ватки – это мячик. На стол ставятся две бутылки, книги или что угодно – это ворота. Нужно задуть ватку в эти ворота.
«Выше всех»
Кусочек ватки кладётся на кончик носа, а задача ребёнка – подуть наверх, чтобы кусочек взлетел высоко и далеко!
упражнения с ватной палочкой
«Дальше всех»
На стол кладутся две палочки (можно покрасить палочки в разные цвета). Взрослый дует на одну палочку и она катится. Ребёнок дует на другую палочку. Тот, кто задул палочку дальше всех является победителем.
упражнения со свечой
«Задуй свечку»
Сначала ребёнок учится задувать одну свечу, затем можно поставить несколько свечек в ряд и задувать по очереди/через одну/задуть две подряд и так далее. В процессе этого упражнения также отрабатывается сила и распределение дыхания.
упражнения с мыльными пузырями
«Большой или маленький»
Предложите ребёнку надуть сначала маленький пузырь (это простая задача), а затем попробовать надуть большой пузырь. Так как для надувания большого пузыря требуется концентрация и размеренный расход дыхания, то эта задача сложнее, чем надувание маленьких пузырей.
«Много или мало»
А теперь нужно надуть много пузырей! После того, как ребёнок надул много, предложите надуть поменьше. Также в этом упражнении закрепляются понятия «много» и «мало».
Желаю успехов!
Учитель – логопед
Фех Дарья Денисовна