«Скоро ваши дети пойдут в первый класс, и многие родители вновь вспоминают свои школьные годы. Вспоминают то время, когда они сами были учениками. Боятся и переживают о том, какой будет школьная жизнь их ребенка.
СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ!
Решайте проблемы по мере их поступления. Разговаривайте с ребенком, узнавайте, как прошёл его день, что ему понравилось, что получилось, а что не удалось, предлагайте свою помощь, если она нужна.
Помните, вы занимаете позицию школы, каждый раз в тот момент, когда начинаете стоять над ребенком и кричать на него, чтобы он решил какой-нибудь пример, выполнил задачу, в которой ему пока не удается разобраться. Вы оставляете ребенка один на один в ужасном мире взрослых людей, который давит и отвергает его.
Оценка, говорит не только об успеваемости ученика. Она может присвоить ребенку определенный статус или ярлык. Одни дети будут считаться успешными, другие дети будут слыть двоечниками с трудным характером. Плохие оценки и отсутствие родительской поддержки формируют у ребёнка чувство страха, застенчивость и неуверенность в себе. Часто у младших школьников складывается четкое убеждение, что если сверстник получает плохие оценки, то он не достоин уважения и дружбы.
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ШКОЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ?
Скажите, что вы расстроились из-за плохой оценки, предложите ребенку помощь, чтобы ее исправить. Попробуйте выяснить причину возникновения отрицательной оценки.
- не смог понять тему урока;
- нет контакта с учителем;
- стесняется отвечать у доски перед всем классом;
- плохо себя чувствовал (болел живот и т.д.).
Когда ребёнок приходит из школы, сначала спрашивайте, какое у него сегодня было настроение, играл ли он с друзьями, что нового и интересного он узнал на уроках, не начинайте сразу активно расспрашивать об оценках и заданных уроках.
Помогите ребёнку разобраться в теме урока, которая оказалась для него трудной. Если возникли проблемы с учителем, то постарайтесь выяснить его требования и пожелания конкретно к вашему ребёнку.
Учите ребенка договариваться с учителем о возможности исправления оценки. Стремление исправить ошибки, свидетельствует о том, что у ребёнка есть стремление стараться и идти дальше.
Если ребенок волнуется и боится отвечать при всем классе, старайтесь учить его справляться с эмоциями.
Есть много дыхательных упражнений и других тактик управления эмоциями. Сесть и подышать, посчитать до пяти или десяти – одна из методик, проверенных временем.
Поддерживайте своего ребенка, сохраняйте доверительные отношения, помните, что интерес к жизни и учебе ребёнка должен быть постоянным, а не зависеть от хорошей успеваемости. Отрицательные оценки — это всего лишь показатель того, что нужно на что-то обратить внимаение и приложить больше усилий. Помните, главная задача родителей состоит в том, чтобы помогать ребёнку, а не наказывать его.
Подготовила: Шелкунова А.Ф. педагог-психолог МАДОУ № 44 г. Томска
Дополнительная литература для родителей:
И. Ю. Млодик. «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога»