Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Ваш ребенок готовится стать школьником. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. В семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Ребенок должен уметь — находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу. Ребенок должен уметь делить слова на звуки, определять количество звуков в слове, определять гласный звук или согласный твердый, согласный мягкий, звонкий или глухой. Делить слова на слоги, определять ударный слог и звук.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
- Сформированность грамматического строя речи: умение правильно изменять слова в соответствии с падежами, правильно согласовывать с числительными, образовывать прилагательные из существительных.
- Развитие связной речи: пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением, составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки; составлять предложения из трех-четырех слов; делить простые предложения на слова, самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
- Мелкая моторика
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.
Рекомендации и советы для родителей:
- Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.
- Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5-10 слов названий предметов, где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А»ребенок назовет «огурец»- он прав).
- Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
- В магазине можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи, продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
- Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное»поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.
- Обязательно читайте вслух!
- Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой, и конечно же, система.
Учитель-логопед:
Медведчикова Любовь Геннадьевна