• Абрамова Валентина Александровна
    Должность
    педагог-психолог
    Часы приема родителей:
    Понедельник:
    С 17:00 до 19:00
    Пятница:
    С 08:00 до 09:00

    Шелкунова Анна Федоровна
    Должность
    педагог-психолог
    Часы приема родителей:
    Четверг:
    С 17:00 до 19:00
    Личный сайт: http://shelkunovaanna.ucoz.net

Роль запретов в воспитании ребёнка

В воспитании детей обязательно должны иметь место запреты, они — защита ребенка и часть его социализации. Что запрещать ребенку? Существует некоторая система «зон», которая позволяет легко разложить по полочкам родительские «можно» и «нельзя». Существует четыре зоны: зеленая, желтая, оранжевая и красная.

Зеленая зона  то, что ребенку на данный момент разрешается делать по собственному усмотрению. Для малыша трех-пяти лет это может быть выбор игрушек, в которые он хочет поиграть, книги, которую он просит прочесть, детских песенок, друзей по детской площадке и т. д. Этот список пересматривается в соответствии с возрастом ребенка. Постепенно в «зеленую зону» попадает то, что раньше ребенок мог делать лишь под присмотром взрослых или вместе с ними — к примеру, приготовление завтрака, игры во дворе дома, самостоятельное приготовление уроков, поход в гости к друзьям.

Желтая зона  это те действия, которые разрешены вашему чаду при соблюдении некоторых условий. К примеру, вы разрешаете ему на прогулке шлепать по лужам, но только в том случае, если он в резиновых сапогах, или гулять в вашем дворе, но не уходить дальше. Он может резать хлеб и сыр для бутербродов, но под вашим присмотром, и даже учиться зажигать плиту, но тоже в присутствии мамы или папы и т. д. Ребенку постарше можно предоставить возможность делать уроки в том порядке, в котором он захочет, убрать комнату утром, днем или вечером, но с условием, что к моменту отхода ко сну комната будет чистой, а уроки — приготовленными.
Эта зона очень важна, поскольку она развивает самостоятельность и самоконтроль ребенка. Необходимо, чтобы он хорошо понимал, почему на то или иное действие наложено ограничение. Объясните чаду, что обычные ботиночки в отличие от резиновых сапог в луже намокают, что обращаться с ножом нужно аккуратно, иначе можно порезаться, а комнату лучше убирать вовремя, чтобы потом не приходилось тратить на это весь день. Со временем правильно выставленные  ограничения  превращаются в самозапрет, идущий не снаружи, а изнутри (не от взрослого, а от самого ребенка к себе). Хорошему освоению этой зоны вы будете обязаны тем, что когда-нибудь ваш ребенок откажется  попробовать  наркотик и не прогуляет школу за компанию с приятелем.

Оранжевая  зона  ‑ зона исключений. Сын или дочь должен быть в кровати в полдесятого, но в новогоднюю ночь детям разрешают посидеть за столом до полуночи. Папа возвращается из долгой командировки, и ребенка на один день отпрашивают из сада, потому что он очень соскучился по отцу. Ребенок напуган страшным сном или серьезно болен, и мама посреди ночи приходит к нему, чтобы обнять и почитать любимую сказку. Исключения должны быть действительно  редкими  и  оправданными.

Красная зона. В нее включаются в основном те действия, которые способны нанести вред ребенку или окружающим. Для малышей обычно это запреты, связанные с их «испытательскими» наклонностями: совать пальцы в розетки, засовывать в нос оторванную пуговицу и другие предметы, глотать то, что не предназначено в пищу, трогать горячую посуду, только что снятую с плиты. Для детей, которые умеют ходить и бегать, сюда включаются и запреты, связанные с нанесением вреда другим:  стрелять  и  целиться  в  людей  из  пистолета  с   пластиковыми пульками, перебегать дорогу в неположенном месте или на красный свет, обижать тех, кто младше и слабее, мучить животных и т. д. Это категорическое «нельзя», исключений для которого не делается. «Красный» список взрослеет вместе с ребенком и постепенно подводит его к принятию моральных и социальных норм.

Итак, любые запреты должны быть  разумными  и  последовательными. Список действий, включенных в ту или иную зону, может пересматриваться по мере взросления ребенка и обучения его новым навыкам, но правила не должны меняться каждую неделю.

Важно, чтобы запреты не вступали в противоречие с потребностями и особенностями вашего ребенка, а также были сообразны его возрасту. Запрещать подвижному ребенку бегать, а вдумчивому и медлительному — сидеть без дела, значит, практически гарантировано развить у него невроз. Вместо того, чтобы запрещать трехлетней дочери играть в песочнице, потому что она испачкает новый дорогой костюмчик, заведите ей такую одежду, которую не жалко будет пачкать, ведь потребность ребенка в этом возрасте — играть.

И, разумеется, правила и запреты должны быть согласованы со всеми членами семьи. Мама и папа должны придерживаться одной «генеральной линии» воспитания. Если вы живете тремя поколениями, вместе с бабушкой и дедушкой, донесите свои запреты и требования и до них. В данном вопросе авторитетами должны быть не те, кто старше, а те, кто являются родителями ребенка. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем.  И   прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, так как он покупает «запрещенную» газировку, а если устроишь бабушке истерику, можно получить все и немножко больше.

Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый и капризный!

Подготовила педагог-психолог Абрамова В.А.

 

Комментирование запрещено