Роль слухового восприятия в речи ребёнка
Слуховое восприятие — умение различать разнообразные звуки по их основным характеристикам: силе, громкости, высоте, тембру, темпу.
Слуховое восприятие является основой речевого развития ребёнка. Чуткость слуха и умение различать звуки становятся фундаментом развития фонематического восприятия, которое помогает ребёнку понимать и отличать друг от друга звуки родного языка.
В настоящее время слух детей недостаточно развит по причине того, что современный мир даёт нам многообразие слуховой информации, которая перегружает ребёнка и смешивает во единое множество слуховых ощущений.
Для того, чтобы ребёнок научился говорить грамотно ему необходимо слышать свою речь, сравнивать ее с речью других людей и отличать дефектное произношение от эталонного.
Таким образом, очень важным в настоящее время развивать чуткость слухового восприятия.
Для развития слухового восприятия используются достаточно простые упражнения:
1. «5 звуков»
Во время прогулки акцентируйте внимание ребёнка на окружающих звуках и предложите ему их сосчитать. Возможно, это будет шум листвы, капанье дождя и шаги, а может быть так, что это будет шум машин, лай собаки и шуршание курток. Это поможет ребёнку абстрагироваться от других звуков и вслушиваться в окружающий мир.
2. «Справа или слева?»
Возьмите колокольчик и попросите ребенка закрыть глаза. Затем вытяните руку справа от ребенка и позвоните колокольчиком. Опустите руку и спросите ребенка, заметил ли он с какой стороны звонил колокольчик?
3. «Жмурки с бубенчиками»
Завяжите ребенку глаза, а себе на руку наденьте браслет с бубенчиками или просто возьмите в руку колокольчик. Предложите ребенку поймать вас, идя на звук колокольчиков. Не забудьте потом поменяться ролями!
4. «Звучащие коробочки»
В одинаковые коробочки или баночки (небольшие, чтобы ребенку было удобно и безопасно брать их в руки и играть) насыпаем разные наполнители. Это может быть горох, песок, ракушки, рис, соль, бусинки… Нужно сделать несколько пар одинаковых коробочек, в каждой паре будет наполнитель одного вида и одинакового количества.
5. «Хлопни в ладоши»
Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда будет названо живое или не живое существо. Также можно использовать другие условия: хлопни, если это предмет из дерева, хлопни, если это животное живет в лесу и так далее.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.