Уважаемые родители!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.
Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если ваш ребёнок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.
ПОМНИТЕ:
1.Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно
2.Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось
3.Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово
4.Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.
Советы логопеда
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей его жизни. Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, чтобы отец и мать разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата — важный шаг на пути к правильной речи. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.
Советы родителям…
Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии его речи, принадлежит семье. Ведь первые слова, первые предложения ребенок произносит в кругу близких людей — отца, матери, бабушки, дедушки. Не исправление речевых недостатков приводит к нарушениям и задержке общего развития ребенка, трудностям в восприятии и анализе учебного материала и реальных событий. Вот почему логопед всегда предупреждает родителей, пытаясь предостеречь их от легкомысленного отношения к проблемам речи их ребенка.
Словарь.
Сколько слов должен знать ваш ребенок?
Какое количество слов может усвоить человек? Есть ли какие-то границы, количественные показатели для каждого возрастного этапа жизни человека? Такие пределы существуют.
Словарь каждого человека делится на пассивный и активный. Активный словарь охватывает слова, которые человек не только понимает, но и повседневно пользуется ими. Количество слов в активном словаре человека определяет богатство и культуру его языка. Пассивный словарь — это слова, которые человек понимает, но не всегда принимает. Пассивный словарь всегда больше активного.
Активный словарь малыша постоянно увеличивается, он составляет:
- до 1 года 6 месяцев — 10-15 слов; • в конце 2 года — 300 слов;
- в конце 3 года — 1000 слов; • в 4 года — 2 500 слов;
- в 5 лет — 3 500 слов; • в 6 лет — 4 000 слов;
- в 7 лет — 4 500 слов.
У взрослого человека словарь насчитывает 7 — 8 тысяч слов. Качественный состав словаря у детей разного возраста неодинаков. Из всех частей речи в активном словаре ребенка преобладают именительные 50%, глаголы — 30%. Другие части речи ребенок употребляет не часто. Ребенок в 5 лет очень любознательный, разговорчивый. Это способствует быстрому обогащению его активного словаря: быстро усваиваются прилагательные, числительные и другие части речи.
Однако и в среднем дошкольном возрасте есть свои трудности в усвоении слов. Дети мало употребляют наречий, многосложных слов, слов для обозначения абстрактных понятий, обобщающих названий предметов, слов вежливости. Активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста приближается к словарю взрослого человека. Он свободно пользуется всеми частями речи, правильно называет предметы, явления, их признаки и свойства. Но и в языке старших дошкольников еще много неточно употребляемых слов. Поэтому родители должны постоянно пополнять словарь ребенка новыми словами, постоянно уточнять, объяснять значения слов, активизировать пассивный словарь, добиваться замены диалектизмов словами литературного языка, обогащать детскую речь образными народными выражениями.
Таблица усвоения детьми звуков речи.
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй.
Помните, что каждый ребенок — индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаю вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ
От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
От 3 до 4 лет С, Ц.
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ.
От 5 до 6 лет Л, Р.
Учитель-логопед Фрик Е.Б.