Виртуальная реальность: гаджеты и дети
Современные дети чересчур зависимы от смартфонов, планшетов и компьютеров. Особенности современных детей, клиповое мышление, тяга ко всему яркому и броскому, в некоторых случаях могут быть губительны для психического здоровья ребенка.
«Как оторвать ребенка от гаджетов?», спрашивают родители, при этом их абсолютно устраивает ситуация в которой детей видно, но не слышно. Исходя из усталости или собственного удобства, родители сами формируют у ребенка зависимость к безличному, виртуальному общению. Телефон заменяет ребенку сначала общение с родителями, а затем и с друзьями.
Как защитить ребенка от зависимости? Запреты и нравоучения не работают! Основная задача родителя предложить ребенку альтернативу – и лучше, если это будет совместная деятельность.
От 0 до 3 лет
Рекомендуемое время наедине с гаджетом – 0 минут. Использование гаджетов в раннем возрасте, может способствовать задержке речевого и интеллектуального развития. В этом возрасте привыкание формируется достаточно быстро
Ребенку в раннем возрасте необходимо личное общение, совместная деятельность с родителем. Отгораживаясь от ребенка в столь раннем возрасте, родитель теряет контакт с ребенком,который впоследствии бывает крайне трудно восстановить.
От 3 до 7 лет
Рекомендованное время общения с гаджетами – не более 30 минут в день. В дошкольном возрасте погружение ребенка в виртуальный мир гаджетов затрудняет формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками и окружающими его взрослыми. Гаджет начинает заменять ребенку реальных друзей, что способствует аутизации и замкнутости ребенка.
Зависимость от телефонов и планшетов способствует снижению концентрации внимания и, следовательно, снижению памяти, формируется рассеянность, повышенная утомляемость из-за недостаточной двигательной активности. Статичная поза при просмотре гаджетов способствует развитию нарушений осанки, и нарушению зрения у детей.
Постоянное общение с гаджетами формирует у ребенка неспособность отличать правду от вымысла. Виртуальные события дети могут переносить в реальный мир, до конца не представляя какой вред могут причинить себе или другому. Дети перенимают повадки, и привычки любимых персонажей не анализируя их действия, ориентируясь на яркость и привлекательность.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО У РЕБЕНКА СФОРМИРОВАЛАСЬ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ГАДЖЕТОВ?
– ребенок стремится провести за гаджетом больше выделенного времени;
– ребенок не может ни дня провести без гаджетов;
– когда ребенок не пользуется в течении дня гаджетами он нервничает;
– ребенок лжет родителям о времени проведенном в телефоне или планшете;
– ребенок просит у родителей новых игр, покупки новых обновлений;
– у ребенка бывают головные боли, нарушен сон.
КАК ОТОРВАТЬ РЕБЕНКА ОТ ГАДЖЕТОВ?
Предложите ребенку совместную деятельность. Для этого хорошо подойдут настольные игры, игры в паре родитель-ребенок.
Если вы заняты, займите ребенка интересным занятием, это может быть лепка, рисование, конструирование. Обращайте внимание на плоды творчества ребенка, хвалите, в награду за достижения устраивайте совместные прогулки, походы. Старайтесь заполнить жизнь ребенка позитивными реальными событиями.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
В современное время исключить гаджеты из жизни детей вряд ли получится, есть много полезных игр и приложений которые созданы для развития детей. Необходимо строго следить за тем, сколько времени проводит ваш ребенок в телефоне или планшете, контролировать их громкость и расстояние гаджета от глаз ребенка. Контролировать какие сайты посещает ребенок, в какие игры играет, с кем общается…
Научите ребенка соблюдать правила безопасности в интернете с самого раннего возраста: спрашивать у родителей, в какие игры можно играть, не проходить по ссылкам, не писать свой домашний адрес, информацию о себе или родителях.
Подготовила: Шелкунова Анна Федоровна, педагог-психолог.