• Абрамова Валентина Александровна
    Должность
    педагог-психолог
    Часы приема родителей:
    Понедельник:
    С 17:00 до 19:00
    Пятница:
    С 08:00 до 09:00

    Шелкунова Анна Федоровна
    Должность
    педагог-психолог
    Часы приема родителей:
    Четверг:
    С 17:00 до 19:00
    Личный сайт: http://shelkunovaanna.ucoz.net

Воспитание глазами ребенка и родителей

Что на самом деле чувствует ребенок, когда родители недовольны его поступком, без желания понять его мотивы?

Мать оставила в комнате пятилетнюю дочь и пошла на кухню, чтобы что-то там сделать. Дочка вполне мирно играла в своем углу. Через некоторое время мать из кухни слышит, как в комнате что-то падает и разбивается. С ужасом она понимает, что это разбилась ее любимая ваза, которая была ей особенно дорога. Она бежит в комнату и убеждается, что не ошиблась.

Как поступает большинство матерей в таких ситуациях? Да, да – шлепок с разворота по мягкому месту. Крики, крики, крики… Кричит и мать, и ребенок, которому больно и обидно.

Давайте проанализируем позицию ребенка. Что управляло поведением девочки? Зачем она потянулась к вазе?

Мы можем предположить самые разные мотивы: захотела помочь маме и решила протереть ее тряпкой; ее заинтересовал какой-то необычный блик на вазе (любопытство); подумала, как может применить вазу в своей игре (мотив творчества); у нее возникло желание доставить маме радость, и поэтому она захотела поставить в вазу цветок.

Допустим, девочкой двигало желание помочь маме. Вполне возможно, что это желание у нее возникло первый раз. И что? Она не очень грамотно реализовала свое желание, в результате чего навлекла на себя наказание. Как вам кажется, за что она была наказана?

Правильно, за желание помочь. И именно так это будет воспринимать ребенок. На подсознательном уровне у него отложится, что желание оказать помощь другому опасно, так как оно может привести к наказанию. Захочет ли эта девочка в дальнейшем помогать матери? Как вам кажется?

Может быть и захочет. Но вместе с желанием помочь к ней будет приходить также и страх, который закрепился в подсознании после случившегося эпизода. И этот страх станет блокировать желание помочь. А мать будет мучить всех вопросом, почему ее дочь ни в чем ей не помогает.

Изучаем ситуацию дальше. Возможно, девочкой двигало любопытство, интерес к познанию мира. Пришла мать и наказала ее за это желание. В результате боль и обида вошли в подсознание ребенка. Так формируется пассивность ребенка. В дальнейшем он будет очень осторожен в своих попытках самостоятельно разобраться в чем-то. Страх и обида связались внутри с любопытством и интересом познавать новое. И они будут блокировать появление данных мотивов.

А может быть, девочкой двигал мотив творчества? Она хотела как-то применить эту вазу в своей игре? Всё то же самое. В ответ на эти свои желания она получила определенные «воспитательные действия» со стороны матери. В итоге желание творческого проявления личности связались в подсознании со страхом и обидой. В результате мы видим ребенка, который боится проявлять себя в мире. Когда он вырастет, то будет очень сильно зависеть от мнения других. Он будет жить так, как живут все, одеваться в то, во что одеваются все, говорить о том, о чем говорят все.

Последний мотив, который мы отметили, был связан с желанием обрадовать мать. Получив наказание, девочка следующий раз будет осторожнее в проявлении своих чувств. Так формируется отчужденность и дистанция в отношениях.

Ребенок узнает себя через РЕАКЦИЮ РОДИТЕЛЕЙ на его поступки. И именно от нас зависит, с каким мнением о себе пойдет дальше по жизни.

Поэтому не так важны ошибки, которые совершают дети, а важно то, чему они учатся на их примере.

Подготовила педагог-психолог Абрамова В.А.

Комментирование запрещено