• Валентий Анастасия Дмитриевна
    Должность
    педагог-психолог
    Часы приема родителей:
    Понедельник:
    С 17:00 до 19:00
    Пятница:
    С 08:00 до 09:00

    Шелкунова Анна Федоровна
    Должность
    педагог-психолог
    Часы приема родителей:
    Четверг:
    С 17:00 до 19:00
    Личный сайт: http://shelkunovaanna.ucoz.net

Как правильно критиковать детей?

 На первый взгляд, можно подумать, что критика полезна, ведь как еще ребенок сможет понять, что он сделал что-то не так? А вот бесконечные указания на ошибки вряд ли смогут привести кидеальному поведению или результату, постоянные замечания — это обидно и уж точно не хорошо для будущего. Возможно ли воспитать ребёнка без критики?

Как же нам научить своих детей что-то правильно делать, не критикуя: заправлять кровать, убирать посуду, относить вещи в стирку, не поправляя и не придираясь к ним постоянно?

Редко встречаются среди нас суперпедагоги, и дети появляются на свет не идеальными. Следовательно, даже 7-летний ребёнок, которому вы ни одну тысячу раз объяснили одно и тоже, может сделать опять всё не то и не так. Даже мы сами — регулярно, совершаем какие-нибудь ошибки.

Работа родителей — напоминать ребёнку то, что он должен сделать, чтобы научиться обслуживать самого себя, а не ждать, что окружающие люди будут его обслуживать, так? Но если мы будемповторять одно и тоже по несколько раз в день, то дети будут ощущать себя под постоянным давлением, а мы будем страшно сердиты на них — или на полное отсутствие у себя воспитательных талантов. Дети, которые постоянно подвержены критике, считают, что они недостаточно хороши, и в результате не пытаются дальше ничего не делать. А ведь зачем? Всё равно это дело не закончится ничем хорошим. Но ведь должны же быть какие-то способы улучшить всем жизнь, даже если мы не идеальные?

Как исправлять без критики?

  1. Говорим один раз. Перед тем, как-что- то сказать, убедитесь, что вас услышат: ребёнок должен находится рядом с вами, но не в соседней комнате, он смотрит на вас, а не в телефон, что не занят игрушками. Если мы повторяем много раз одно и тоже, разными способами, так как нам кажется, что нас не слышат, нас постепенно и правда перестают слышать. Голос родителя воспринимается ребёнком, как навязчивый фон, от которого нужно побыстрее отключить мозг или спрятаться.
  2. Пауза. Прежде чем мы хотим начать критиковать или поправлять ребёнка, попробуйте взять паузу. Попытайтесь понять, что сейчас вы чувствуете. Это всё наши эмоции, которые мы оставляем себе. Потому что первые эмоции могут вам помешать. Пробуем перевести то, что вы хотите сообщить ребёнку, в нейтральную фразу.
  3. Выйдите. Если вы понимаете, что уже на грани, и ваши негативные эмоции разрушат всё вокруг, постарайтесь выйти из ситуации. Буквально и физически. Отойдите подальше. Если же дети совсем маленькие, убедитесь, что они находятся в безопасности. Приведите себя в чувство спокойствия, подышите, выпейте стакан воды. Вернувшись, вы сможете убедиться, что ребёнок тоже успел остыть.
  4. Говорим коротко. После того, как вы один раз произнесли, что нужно делать, в следующий раз постарайтесь использовать для напоминаний одно слово вместо длинной фразы. Например, «одежда», если вы видите, что ребёнок не убрал одежду шкаф. Мы понимаем, что дети не родились сразу идеальными, но обычно при этом у них не плохая память.
  5. Одна тема — один родитель. Когда у ребенка два родителя, то достаточно, чтобы критиковал один родитель в один момент. Второй же сможет прочитать ребёнку лекцию в другой раз и на другую тему. Любой не только ребёнок, будет чувствовать себя ужасно, если «лекции» удваиваются.
  6. Создавайте напоминания. Если вы видите, что ваш ребенок забыл, что- либо сделать, напишите или нарисуйте ему это на стикере, а затем приклейте на дверь его комнаты или другое видное место.
  7. Делите ответственность. Если вы не являетесь родителем-одиночкой, то воспитывайте по очереди. Не нужно делиться на «плохого и хорошего полицейского». Даже если один из родителей больше находится дома, лучше поделить ответственность. Пусть второй родитель тоже поучаствует в воспитательном процессе своего ребёнка.
  8. Таймер.Дети, в силу своих возрастных особенностей плохо контролируют временные рамки. Допустим, если вы говорите: «Через пять минут выключишь планшет», то детям всегда будет казаться, что власть в руках родителей, и одну ил же две минуты вы точно не учли. Это сократит количество неприятных ощущений, а дети начнут постепенно понимать, как же устроено время.
  9. Создайте список ежедневных дел илитаблицу выполнения обязанностей, чтобы вам не приходилось каждый раз напоминать ребёнку про чистку зубов и тому подобное. Вы можете просто без слов показать им таблицу на стене. С малышами можно нарисовать последовательность на картинках. картинки на лист в нужной последовательности.
  10. Постарайтесь закрыть глаза на второстепенные (незначимые) вещи и сделайте что-то за ребёнка, даже не сказав ему об этом. Это важно в те моменты, когда нужно сконцентрироваться на чем-то важном для вас или ребёнка. Ведь мозг не может держать в голове слишком много информации или дел, особенно, если навык пока не доведён до автоматизма.
  11. Не забывайте благодарить! Даже если пришлось поправить, начинайте с позитивного, а ещё лучше со слов благодарности: «Спасибо, что ты сам попытался заправить кровать! Это так приятно! В следующий раз, ты можешь сделать это ещё аккуратнее! Спасибо!»

Важно помнить, что ваш голос постепенно будет превращается во внутренний голос вашего ребёнка. Очень хочется, чтобы эти голоса помогали прощать свои же ошибки, и направляли на собственный успех! Тогда у наших детей, как и у нас всегда будет место для внутренней мотивации продолжать учиться интересному и жить с удовольствием!

Подготовила: педагог- психолог, Валентий Анастасия Дмитриевна.

 

Комментирование запрещено